Лицо его желчное но без морщин

Статья на тему: лицо его желчное но без морщин простыми словами с комментариями профессионалов.

Тургенев «Отцы и дети» — краткое содержание

На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкно­венно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолго­ватые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юно­шескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большую ча­стью исчезает после двадцатых годов».

Одинцова, Анна Сергеевна, красивая женщина двадцати восьми лет, поражавшая всех своим чувством собственного достоинства. Портрет: «Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то лас­ковой и мягкой силой веяло от её лица. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист.» Отец Одинцовой был игрокам и аферистом, мать из обедневшего княжеского рода. После смерти родителей Одинцова жила со своей тёткой, злой и чванной старухой, пока не вышла замуж за человека богатого, намного старше её. Через шесть лет Анна Сергеевна овдовела, унаследовав всё состояние мужа. Вместе с Одинцовой жила её младшая сестра.

Николай Петрович ждёт сына Аркадия, возвращающегося после окончания университета в родное имение. Аркадий тепло приветствует отца и представ­ляет Николаю Петровичу своего друга — Евгения Васильевича Базарова, кото­рый принял предложение Аркадия погостить у него дома.

Аркадий рассказывает отцу, что знаком с Базаровым недавно, но очень дорожит этой дружбой. Николай Петрович признаётся сыну, что девушка Фе-нечка живёт с ним, естественно вне брака. Фенечка — это дочь хозяйки постоя­лого двора, где когда-то останавливался Николай Петрович. Он пригласил дочь и мать переехать к нему в усадьбу, мать стала экономкой. Аркадия это нисколько не смущает, и отец с благодарностью воспринимает спокойное от­ношение сына к произошедшим переменам.

По дороге домой Аркадий размышляет: «Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить. » Тем временем Тургенев приводит пейзаж цветущей весны, которая, как бы проти­воречит мыслям Аркадия.

Николай Петрович Кирсанов, Аркадий и Базаров, войдя в дом, встречают Павла Петровича (смотрите выше «Павел Петрович Кирсанов»). Павел Петрович знакомится с Базаровым. Базаров сразу же производит на Павла Петро­вича неприятное впечатление.

После ужина, за которым Базаров почти не разговаривал, Аркадию Базаров высказал своё впечатление о Павле Петровиче, назвав его чудаковатым человеком, щёголем в деревне. Зато отца Аркадия Базаров воспринял иначе: «. Славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк».

Обратите внимание на то, как Базаров легко даёт оценки людям, которых видит впервые. Он совершенно не стесняется высказывать самое критиче­ское мнение, несмотря на то, что Николай Петрович и Павел Петрович — родственники Аркадия.

Лицо его желчное но без морщин

39. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое. являло следы красоты замечательной«.

О каком герое романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» идет речь в этом отрывке?

B) О Николае Петровиче Кирсанове.

C) О Павле Петровиче Кирсанове.

E) Об отце Базарова.

Иван Сергеевич Тургенев

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ЕГЭ 2018. Литература. Демонстрационный вариант (проект)

Опубликовано на сайте ФИПИ 21.08.2018 г.

В 2018 г на ЕГЭ по литературе в структуре заданий не планируются серьёзные изменения.

Добавлена лишь ещё одна тема в задании 17— теперь тем стало 4.Это прекрасно, так как у выпускников выбор стал шире. Однако нужно заметить, что в демоверсии дана 4-ая тема по литературе 1990-х годов- по наше время. Так, тему истории в литературе уже нельзя будет раскрывать по любимым нами произведениям : «Войне и миру» Л.Толстого», «Тихому Дону» М.Шолохова и др. В этом, я думаю, сложность 4-ой темы.

Предлагаю вариант проекта демоверсии, опубликованный на сайте ФИПИ в августе.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

задания 1–9

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз

и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров

и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без

всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,

в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам

наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас

же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –

Читайте так же:  Процедуры от мимических морщин в 30 лет

проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой

туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы

с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил

юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое

большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку

с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка

наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным

голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или

последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

  1. Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей,

культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?

Ответ: ___________________________.

  1. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно- демократической молодёжи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

Ответ: ___________________________.

  1. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А)Евгений Базаров

Б)Николай Петрович Кирсанов

В)Павел Петрович Кирсанов

1)получает ранение на дуэли

2)женится на сестре Одинцовой

3)умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

Ответ:

А Б В
  1. Как называется значимая подробность, являющаяся средством

художественной характеристики (например, отмеченные автором

базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

  1. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения

противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого

противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

  1. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным

произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя.

Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью.

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения

разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение

к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте

произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

При ответах на задания 8 и 9 выполняйте следующие требования:

– аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения,

– не искажайте авторскую позицию,

– избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной

  1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
  1. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между

представителями разных поколений и в чём эти произведения можно

сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

10–16.

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

(А.А. Блок, 1908)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
  1. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких

представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

  1. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

  1. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А.А. Блока.

Ответ: ___________________________.

  1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

5)сравнение

Видео удалено.
Читайте так же:  Глубокая морщина на переносице как убрать
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ:

  1. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте

произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

При ответах на задания 15 и 16 выполняйте следующие требования:

– аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения,

– не искажайте авторскую позицию,

– избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

15.Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?
  1. В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Россия»?

ЧАСТЬ 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх

предложенных тем сочинений (17.1–17.4).

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы.

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной

17.1. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (Попьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

17.2. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам

наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

17.3. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.

17.4. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе.

Отцы и дети.

Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ; показалась всего одна девочка лет двенадцати, а вслед за ней вышел из дому молодой парень, очень похожий на Петра, одетый в серую ливрейную куртку с белыми гербовыми пуговицами, слуга Павла Петровича Кирсанова. Он молча отворил дверцу коляски и отстегнул фартук тарантаса. Николай Петрович с сыном и с Базаровым отправились через темную и почти пустую залу, из-за двери которой мелькнуло молодое женское лицо, в гостиную, убранную уже в новейшем вкусе.

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одеженку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдешь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», 1 он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного. Зато мы теперь голодны, как волки. Поторопи Прокофьича, папаша, а я сейчас вернусь.

— Постой, я с тобой пойду, — воскликнул Базаров, внезапно порываясь с дивана. Оба молодые человека вышли.

— Кто сей? — спросил Павел Петрович.

— Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.

— Он у нас гостить будет?

Павел Петрович постучал ногтями по столу.

— Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi 2 , — заметил он. — Я рад его возвращению.

За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много. Николай Петрович рассказывал разные случаи из своей, как он выражался фермерской жизни, толковал о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д. Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!». Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино. Прокофьич не спускал с него глаз и только губами пожевывал. После ужина все тотчас разошлись.

Читайте так же:  Как замаскировать морщины на переносице

— А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!

— Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.

— Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?

— Пожалуй; только он, право, хороший человек.

— Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк.

— Отец у меня золотой человек.

— Заметил ли ты, что он робеет?

Аркадий качнул головою, как будто он сам не робел.

— Удивительное дело, — продолжал Базаров, — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения. ну, равновесие и нарушено. Однако прощай! В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо — английские рукомойники, то есть прогресс!

Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного. О себе он не молился.

И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя. Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями. А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.

Лицо его желчное но без морщин

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема поколений, которая раскрывается в несовпадении интересов героев произведения. Эпизод, изображенный в данном отрывке является завязкой главной сюжетной линии.

Павел Петрович, не подав руки Базарову, показал, что это знакомство не приносит ему особого удовольствия. Таким жестом со стороны Кирсанова автор показывает начало внешнего конфликта романа.

Тургенев всячески сталкивает главных

Вы видите только 30% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Портрет как отражение внутренней жизни человеческой души в произведениях русских писателей XIX века

Разделы: Литература

Как получается, что мы знаем литературных героев в лицо? Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности. Ответы на эти вопросы мы ищем в самих произведениях, в художественном слове писателя.

Представляя своего героя, автор показывает, как он выглядит, как одет, как держится, говорит. При этом обычно отбираются те черты внешности, которые соответствуют возрасту, общественному положению человека, его психологическому складу. Портрет литературного героя неразрывно связан не только с содержанием его личности, но и с художественным строем произведения, особенностями авторского видения действительности.

Описать героя в литературном произведении можно разными способами. Писатель, например, может непосредственно показать нам его; мы можем услышать о герое отзывы других действующих лиц; герой может набросать нам автопортрет; иногда автор представляет читателю портрет героя, нарисованный художником, или фотографию; кроме того, вещи, неодушевленные предметы могут приобретать внешнее, «портретное» сходство со своим хозяином, косвенно выявляя особенности его характера.

Портреты персонажей не случайно привлекают к себе внимание читателей. Мастерски написанный портрет расскажет нам о человеке очень многое. По одной только одежде героя мы узнаем, что носили люди той или иной эпохи, разных стран. Мы узнаем не только личный вкус героя и его отношение к моде, но и положение его в обществе.

Человек в одежде бедняка не имеет никаких прав, его ничего не стоит унизить, оскорбить. Этот мотив звучит в «Преступлении и наказании» Достоевского.

Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души.

В лицах своих любимых героев Л.Н. Толстой не искал внешней красоты. Его привлекали следы той внутренней духовной работы, которая делает лицо человека прекрасным. И он находил их в общем выражении, невольном излучении глаз, в улыбке. Автор «Войны и мира» помогает нам разглядеть подлинного героя за серой и даже немного комичной внешностью капитана Тушина, а неуклюжий, толстый Пьер для нас привлекательнее бездушного красавца Анатоля.

Толстой обнажает лицемерие внешней красивости, показного ума, ложного патриотизма, позерского величия. Он умеет разглядеть сквозь обманчивую внешность душу человека. Вот князь Василий Курагин. Описание его внешности автор начинает не с лица, а с одежды: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». Это сразу же настораживает нас, вызывает недоверие к персонажу.

Читайте так же:  В каком возрасте появляются первые морщины на лбу

А вот красавица Элен в великосветском салоне: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами…».

В том, как неожиданно сближается блеск живых женских плеч, волос и мертвых драгоценных камней, заложен большой внутренний смысл: создается впечатление красоты холодной, искусственной, внешней. Чтобы еще более ярко подчеркнуть это, Толстой при описании внешности Элен обыгрывает слово «улыбалась». «Княжна Элен улыбалась», «…она поднялась с той же не изменяющейся улыбкой», «не глядя ни на кого, но всем улыбаясь…», «она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой…», «и потом опять успокаивалась в этой сияющей улыбке».

А вот как описывает нам Толстой образ молодой княгини Болконской. Желая сразу же выделить ее из всех присутствующих дам в салоне Анны Павловны Шерер, автор при характеристике ее внешности употребляет уменьшительные суффиксы: «хорошенькая верхняя губка», «хорошенькая будущая мать», «светлая улыбочка», «маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкой на руке и, весело оправляя платье, села на диван…».

Здесь мы тоже видим и улыбку и веселье, но не напускные, как у Элен, а естественные, что и заставляет нас проникнуться симпатиями к этой героине.

Рисуя своего героя Раскольникова, Достоевский хочет передать всю глубину своей мысли, своего чувства.

Вглядываясь в черты внешности Раскольникова, мы острее осознаем трагичность его положения.

«Снаружи он походил как бы на раненого человека, или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный».

Положенный в основу портретного описания изобразительный принцип «внутреннее через внешнее» аналогичен тому, который действует в произведениях изобразительного искусства. Человек не может сразу, с одного взгляда увидеть предмет во всех подробностях. Для этого нужно время, более внимательное рассматривание.

Вернемся к Достоевскому. В «Преступлении и наказании» он показывает, как в сознании Раскольникова подспудно зреет мысль о разрыве всех нитей, связывающих его, преступника, с другими людьми. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой; это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорно, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, — гадки были даже их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил».

Ощущение трагической отъединенности перерастает здесь в ненависть ко всем людям.

Постепенно раскрываясь, строится портрет Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети».

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную, красную руку…».

Тургенев показывает только общий вид героя – ведь сразу всего не разглядишь, заостряя внимание на «обнаженной, красной руке». Затем Базаров, «отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо». Это позволяет нам разглядеть героя подробнее: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». А когда Базаров приподнял фуражку, Тургенев довершает портрет: «Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Здесь портретное описание дается небольшими порциями, оно уточняется, обрастает новыми подробностями, и в конце концов перед нами предстает вполне законченный портрет Базарова.

А вот как Тургенев описывает внешность Павла Петровича Кирсанова, идеологического противника Базарова: «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки…. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, …, являло следы красоты замечательной…». Казалось бы, перед нами изящный и красивый человек. Но одна деталь в характеристике его лица настораживает нас: «…лицо его желчное…».

Далее автор показывает и очень подробно описывает руку Кирсанова, которая контрастирует с рукой Базарова: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом…».

Тургенев настолько мастерски показал портреты этих персонажей, что мы уже чувствуем назревание конфликта между ними, мы видим разницу в их возрасте, социальном положении, в манере одеваться.

Иногда писатели дают детали портрета в строгом соответствии с сюжетной необходимостью.

Сцена в Лысых Горах из «Войны и мира» знакомит нас со стариком Болконским. Мы входим к нему вместе с княжной Марьей и застаем его за работой на токарном станке: «По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости». Затем князь здоровается с дочкой и подставляет ей для поцелуя «щетинистую, еще небритую нынче щеку». Потом, во время разговора старика с княжной Марьей, автор показывает нам его улыбку и зубы: «От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы». А когда князь склоняется над тетрадками дочери, она видит близко от себя «блестящие глаза отца», его «сухое лицо». Причем, это же слово Толстой употребляет для портретной характеристики молодого князя Андрея Болконского: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами…».

Толстовские портреты всегда соотнесены с настроением героев, общей атмосферой происходящего.

Предметы и лица даются автором часто через душевное состояние героев.

«Ах, что вы со мной сделали?» — говорило князю Андрею мертвое лицо его жены, и он «почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Но проходят годы, и, когда князь Андрей после посещения Отрадного почувствовал в своей душе пробуждение новых жизненных сил, покойница Лиза «с взбитыми a la grecgue буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов…».

Чтобы продемонстрировать авторскую объективность, авторское невмешательство в ход событий, писатели предоставляют право самим персонажам давать друг другу оценки.

Читайте так же:  О каких болезнях говорят морщины на лице

В романе Достоевского «Преступление и наказание» во взаимные характеристики вовлечено большое количество персонажей. Вот Лужин появляется на пороге комнаты больного Раскольникова: «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: «Куда ж это я попал?». Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова.

С тем же удивлением перевел и уставил потом глаза на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване и тоже неподвижно его рассматривавшего. Затем, с тою же медлительностью, стал рассматривать растрепанную, небритую и нечесаную фигуру Разумихина, который в свою очередь дерзко-вопросительно глядел ему прямо в глаза, не двигаясь с места».

Сначала сам Лужин показан так, как его могли видеть присутствующие в комнате: под солидной внешностью вошедшего притаилась наглая и низкая душонка. Затем Раскольников и Разумихин показаны в восприятии Лужина. Он чувствует на себе отнюдь не смущенные вопросительные взгляды студентов. Его коробит убогая обстановка комнаты, вид ее обитателей. В этих скрещивающихся, как клинки, взглядах, складываются будущие отношения персонажей.

Портрет – всего лишь одно из средств художественной характеристики литературного персонажа, но мы убеждаемся в том, что в руках большого мастера он становится очень важной, значительной частью образа независимо от того, занимает ли он целые страницы или только несколько строк.

Лицо его желчное но без морщин

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается
основной конфликт произведения?

В данном эпизоде романа И.С.Тургенева ‘Отцы и дети’ основной конфликт произведения намечается с непонимания старшим поколением пренебрежительного

отношения Базарова к своей одежде ,а также с осторожного отношения Павла Петровича к Евгению.

Представители лагеря ‘отцов’ относятся с особым вниманием ко всему материальному.Базаров,нигилист,наоборот, не придает большого значения вещам.Именно поэтому Николай Петрович не понимает слова Евгения ‘одежонка’ и ‘чемоданишко’ и ,все равно, называет ‘одежонку’ ‘шинелью’.Слуга Прокофьич ‘с недоумением берет базаровскую одежонку’ и ‘высоко поднимает ее над

Вы видите только 30% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Презентация на тему: И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.С. Тургенев«Отцы и дети»

Разминка Ягода, варенье из которой «любил особенно» Николай Петрович.КрыжовникНаука, основам которой Базаров обещал обучить Одинцову, но ввиду спешного отъезда не выполнил обещания.ХимияИзображение, вырезанное на камне кольца, которая княгиня Р. Подарила Павлу Петровичу.СфинксГород в Германии, куда отправилась на учёбу Кукшина.Гейдельберг

Разминка Молодой прогрессист, продолжавший «дело» Базарова даже после его смертиСитниковИмя возлюбленной Павла Петровича, княгини РНеллиНазвание имения КирсановыхМарьиноПрозвище, которое было у Николая Петровича в юности.ТрусишкаСлуга «новейшего, усовершенствованного поколения»в доме КирсановыхПётр

Узнай героя «Аркадий …увидел на крылечке господского домика высокого. Худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку»

Узнай героя Вы видите перед собой изображение нескольких российских наград. Найдите среди них ту, которой были некогда удостоены.Орден св. ВладимираЗа что Вы его получили?За оказание медицинской помощи в период эпидемии чумы в БессарабииВаш сын однажды поинтересовался: « …отчего ты его не носишь?». Ответьте на этот вопрос. «- Ведь я тебе говорил, то не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука)»

Узнай героя «…Кругленькая, низенькая старушка в белом чепе и коротко пёстрой кофточке». «…была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…»

Узнай героя Вы видите перед собой портрет Суворова. Похожий портрет висит в гостиной Вашего дома. Скажите, какое отношение имел Суворов к Вашим предкам?По словам Базарова, отец Арины Власьевны, который построил этот дом, служил при Суворове и «всё рассказывал о переходе через Альпы»В молодости Вы «играли на клавикордах и изъяснялись немного по-французски». А читать вы любили?Нет, «не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или хижины в лесу»Вы «любите покушать», верно? А почему вы не едите арбузов?«…потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи…»

Узнай героя «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной…».

Узнай героя Перед Вами букет, составленный из разных цветов (роза, ромашка, гвоздика). Укажите тот цветок, с которым связана дуэльная история.РозаЧто Вас привлекло в Фенечке, в этом «пустом существе», как вы изволили выразиться?«- А не правда ли, Николай, в Фенечке еть что-то общее с Нелли? С княгинею Р. Особенно в верхней части лица».

Книжная полка Николай ПетровичБазаровАркадийКукшинаАрина Власьевна Василий ИвановичСитниковБюхнер. «Stoff und kraft»Пушкин. «Цыганы»Труды ЛибихаПушкин. «Евгений Онегин»Статья Кислякова о женском трудеРоман Жорж Санд«Алексис, или хижина в лесу»Сочинения Горация

Дворянское гнездо По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались:Усадьба стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышею, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом… К дом с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея стриженых ёлок вела к подъезду

Дворянское гнездо …На скате пологого холма открылась. Наконец, небольшая деревушка… рядом нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика и бранились

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дворянское гнездо Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Од на только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали.

Лицо его желчное но без морщин
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here